Центральная часть Феодосии развивалась в XIX и XX вв. вдоль железнодорожной линии, соединяющей порт с внутренними районами полуострова. Проспект Айвазовского, идущий вдоль побережья и параллельная к нему ул.Соборная, являются главными улицами города. Прогулка по проспекту Айвазовского поможет ознакомиться с модным курортом. Именно на этой улице находятся дореволюционные дачи, после революции национализированные государством.
Стоит войти на территорию санаториев «Волна» и «Восход» (5.00-22.00), чтобы посмотреть давние резиденции. Многие из них являются образцом высокого уровня архитектурного мастерства, например, дача Иосифа Стамболи (пр. Айвазовского, 23) начала XX в. Построена по проекту архитектора О.Э.Вагнера в мавританском стиле. Сооружение каменное, двухэтажное, с четырехъярусной башней, увенчано декоративными куполами. Удачно найденные объемы, чередование разных по величине куполов, башни создают красивый силуэт. План здания сложный, планировка анфиладная, помещения формируются с трех сторон вестибюля. В художественной отделке интерьеров широко применены лепка, керамика, дерево, чеканка, естественный камень. Особенно интересны вестибюль и зимний сад.
В 1921 г. во исполнение подписанного В.И.Лениным 21 декабря 1920 г. декрета «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» здесь оборудована здравница на 100 человек. В здании размещаются администрация и лечебные кабинеты санатория «Восход».
Из музеев самым интересным является Феодосийская картинная галерея Айвазовского (ул. Галерейная, 2). Это уникальный, всемирно известный музей маринистической живописи. Здесь хранится единственное в мире по своей полноте собрание маринистической живописи (более 12 тысяч единиц хранения), самая большая в мире коллекция произведений И.К.Айвазовского (417 работ). Во второй части экспозиции галереи представлены художники Волошин М., Богаевский К., Лагорио Л, Латри М., маринисты советского периода.
Музей работает с 10.00 до 16.30 (с 1 июля с 9.00 до 20.00), вторник до 13.30 (выходной — среда).
Рядом находится Литературно-мемориальный музей А.Грина, в доме с необычным внутренним убранством и внешним оформлением. Небольшие комнаты-каюты со строгим интерьером темного дерева, населенные гриновскими героями, насыщенные воздухом мечтаний, создают образ старинного парусного корабля. Посетив его, вы откроете для себя страницы крымской жизни и творчества писателя-романтика А.Грина, всю жизнь грезившего морем и воспевшего его. Еще юнгой Грин совершил свои первые морские путешествия вдоль берегов Черного моря. С 1924 г. он жил в Феодосии, где писал "Бегущую по волнам", романы "Золотая цепь", "Дорога никуда", много рассказов.
Музей работает с 10.00 до 18.00, перерыв с 13.00 до 14.00 (выходной — понедельник, вторник).
Феодосийский музей древностей был открыт 13 мая 1811 г. Основателем одного из старейших музеев Европы стал Феодосийский градоначальник С. М. Броневский. В разное время здесь работали видные историки, археологи, краеведы С. И Веребрюсов, О. Ф. Ретовский, Л. П. Колли, А. Л. Берте-Делагард, Э. Р. Штерн, Н. Н. Мурзакевич, В. К. Виноградов и другие. В стенах музея велась значительная исследовательская, собирательская деятельность, популяризация знаний о Крыме.
Экспозиции музея с 1987 г. размещены в отдельном здании, памятнике архитектуры второй половины XIX в. В музейном собрании отражены особенности природы юго-восточной части Крымского полуострова, история и культура народов Крыма, прошлое и настоящее Феодосии, города 25 веков. Наиболее значительную часть фондов составляют археологические коллекции. В научной библиотеке имеются редкие издания ХVIII - начала XX в. на русском, французском, немецком, итальянском и других языках.
В настоящее время открыты для посещения пять экспозиционных разделов и выставочные залы. Часть богатой лапидарной коллекции экспонируется в специально оборудованном дворике феодосийского краеведческого музея.
Зал "Природа юго-восточного Крыма" — отдел природы в музее, знакомит с географией, геологией, палеонтологией, флорой и фауной, климатическими особенностями региона. Наиболее яркие экспонаты связаны с уникальным природным образованием - вулканическим горным массивом Кара-Даг. Представлены материалы о конденсаторе Ф.И.Зибольда — первой в мире опытной установке для конденсации атмосферной влаги.
Экспонаты следующего зала музея освещают историю Крыма со времени появления на полуострове человека до раннего железного века ок. 100 тыс. лет назад - 1 тыс. до н. э. отражают особенности основных археологических культур каменного века, эпох бронзы и раннего железа. Показаны находки с палеолитических стоянок центрального и юго-западного Крыма, восточно-крымских памятников финального палеолита и неолита. Археологические комплексы из погребений и поселений ямной, катакомбной и срубной культур дают представление об обитателях полуострова эпох энеолита и бронзы. Период раннего железного века показан материалами киммерийского времени, памятниками кизилкобинской культуры, скифскими древностями. Особое место в экспозиции занимают находки из Акташского могильника скифской поры на Керченском полуострове.
Экспозиция еще одного зала Феодосийского краеведческого музея охватывает период с VI в. до н.э. до второй половины ХVIII в., т.е. от появления в юго-восточном Крыму древних греков до присоединения полуострова к Российской империи. Освещена история античных поселений Восточного Крыма, Часть материалов происходит из некрополя, городища и хоры античной Феодосии, одного из крупнейших эллинских полисов Северного Причерноморья. Представлены древности эпохи Великого переселения народов. Археологические находки из поселения хазарского времени на холме Тепсень возле Коктебеля, комплексы из половецких погребений степного Крыма. Отражены материальная и духовная культура населения юго-восточного Крыма, золотоордынский период и история генуэзской Каффы (турецкой Кефе) — крупнейшего города Крымского полуострова в ХIV - ХVIII вв.
Зал "Караимская слобода" знакомит с культурой самобытного крымского народа. Старинные гравюры и фотодокументы передают неповторимый колорит Феодосии конца XIX - начала XX в. Представлены утварь, предметы быта, мебель, национальная одежда народов, населявших Крым в это время.
Экспонаты зала "Феодосия в годы Великой Отечественной войны" подробно характеризуют ход Керченско-Феодосийской десантной операции в декабре 1941 - январе 1942 гг., рассказывают о подпольном и партизанском движении в юго-восточном Крыму в период немецко-фашистской оккупации 1941-1944 гг., об обстоятельствах освобождения г. Феодосии 13 апреля 1944 г. В Феодосийском краеведческом музее имеются возможности и условия для организации и экспонирования разнообразных выставок. В настоящее время развернуты выставки "Страницы истории музея", "Взгляд в прошлое", Феодосия на старых открытках из коллекции Ю. Ф. Коломийченко.
Музей работает с 10.00 до 17.00 (выходной - вторник).
Феодосийский музей денег (ул.Куйбышева, 12) зарегистрирован 15 июля 2003 года. Открытие состоялось 22 августа 2003 года. Деятельность музея направлена на изучение и популяризацию монетного дела Феодосии, поскольку среди городов Юга России именно Феодосии принадлежит пальма первенства по количеству периодов выпусков денег – их насчитывается двенадцать. Цель деятельности – изучение и доукомплектование фондов, улучшение коллекционного состояния экспонатов музея согласно представленным отделам. Задача виртуального музея денег – популяризация истории отечественного и мирового денежного обращения, а также оказание помощи коллекционерам денег: нумизматам и бонистам всего мира.
Стоит посетить также оригинальный Музей дельтапланеризма и планеризма (ул. Куйбышева, 12/1; тел. 32028, 76470; пн.-пт. 9.00-16.00).
Улица Горького ведёт на юг в старый район города, где сразу же натыкаемся на следы пребывания генуэзцев в Феодосии: построенную в 1382-1448 гг. башню Константина (ул. Горького). Башня была одним из главных звеньев внешних северных стен давней генуэзской крепости. Она охраняла северные ворота города. С этого места в южном направлении тянулись крепостные стены, охраняющие доступ со стороны суши и моря. К башне примыкает также памятник старины, относящийся к более поздней эпохе — один из каменных турецких бастионов.
Вблизи, в парке, находится псевдовосточный фонтан Айвазовского, сделанный по проекту и на средства самого художника в 1888 г.: в виде каменной прямоугольной призмы, покрытой фигурной в плане деревянной крышей с большим выносом с трех сторон. Свес крыши обрамлен широким подзором из дерева, покрытие из железа. Стены оштукатурены, главный восточный фасад облицован мрамором. С трех сторон в нишах устроены водометы, вода из которых вытекает в небольшие бассейны. В южном фасаде — дверь, ведущая в интерьер, где находится резервуар для сбора воды. В те времена в Феодосии постоянно недоставало питьевой воды, отсюда и инициатива строительства водопровода, предпринятая живописцем. Вода в город поступала из источника Субашское в Старом Крыму, в 25 километрах от Феодосии. У фонтана, а точнее, у водоразборного устройства, ранее, до революции, находилась серебряная кружка с надписью: «За Айвазовского и его семью». В 1959 г. памятник реставрирован.
Продолжая путь далее по улице Горького, надо найти (справа) улицу Десантников и следовать по ней до ул. Красноармейской, на которой сохранилась византийская Введенская церковь (ул. Красноармейская, 11).
Внутри храма ничего не свидетельствует о том, что церковь на самом деле, - как упоминают местные источники, - относится к VIII в. Её настоящий вид — это эффект перестройки XIX ст. Состоит она из различных по времени сооружения частей. Наиболее древняя — византийская часть — в виде небольшой церкви зального типа. К более позднему времени относится нижняя часть колокольни, состоящей из четырех столбов, перекрытых куполом на парусах, которая служила входным портиком. В настоящее время между колокольней и древней частью расположена трехнефная часть сооружения, возведенная в 1829 г. Тогда же были заложены промежутки между столбами портика, и над ним возведен ярус для колоколов, а в коробовом своде древней части устроен световой барабан с шатровым завершением. В результате позднейших достроек памятник приобрел вид трехнефной базилики с псевдороманским декором фасадов.
Недалеко от церкви находится заслуживающий внимания древний жилой дом XIX в. (ул. Красноармейская, 19). Улица Красноармейская доходит до ул.Армянской — главной улицы армянского района города, на которой находится один из прекраснейших армянских памятников старины — относящийся к 1330 г. армянский храм Сурб Саркис (св. Сергия; ул.Армянская, 1).
Во дворе храма, построенного итальянским зодчим Биоджоли, находится могила Ивана Айвазовского - живописец принадлежал к этому приходу. И.К.Айвазовский скончался в 1900 г. и погребен в ограде армянского храма Св. Сергия, в которой и был крещен. Наследниками художника сооружен красивый памятник, представляющий собой саркофаг из цельного мрамора, поставленный на мраморном основании. На гробнице оригинальная надпись: „Родившись смертным, оставил бессмертную память" (на армянском языке). В 1970 г. в городе поставлен памятник И.Айвазовскому.
Пройдя ещё 100 м в гору, увидим за стеной ещё одну армянскую церковь — храм Архангелов Михаила и Гавриила (Армянская, 11) 1403 г. Можно перелезть через ограду в заросший травой двор. Храм, хотя и заброшенный, находится в довольно хорошем состоянии: на стенах сохранилось рельефное изображение Божьей Матери, а внутри - фрагменты росписей и плиточный пол. Привлекает внимание прекрасная конструкция храма с высоким куполом и лёгкими колоннами. В глубине двора стоит третий армянский храм — храм св. Георгия (ул. Нахимова, 32), относящийся к 1385 г. Внешне состояние храма хорошее, но внутри он замусорен и запущен.
Как память о турецких временах, осталась мечеть Муфти-Джами (ул. Ленина, 6) 1623 г. — единственная из 70-ти существовавших когда-то в городе (сохранилась благодаря тому, что здесь была армянская Успенская церковь). В настоящее время местные мусульмане отреставрировали мечеть, но для посетителей она остаётся закрытой (молитва по пятницам в 13.00).
Прекрасным памятником старины Феодосии являются стены и башни генуэзской крепости XIV-XV вв., сохранившиеся на конце ул. Горького (угол Старокарантинной). Крепость была построена на холме, где в V в. до н. э. был центр античного города. В стенах крепости находятся (считая от конца ул. Горького): городские ворота XIV в., башня Климента VI 1348 г., башня Криско XIV в. и (у самого моря) Доковая башня тоже XIV в. Сзади крепости (надо идти вдоль стен с внешней стороны), между стенами и домами, часто трущобами, квартала, называемого Рабочим городком, сохранилось еще несколько армянских церквей и часовен. Церковь св. Иоанна Предтечи (Портовая) XIV в. поражает своей архаичностью, внутри надо осмотреть прекрасный портал вокруг царских врат, а снаружи — небольшой каменный колодец со священным источником. Церковь закрывается в 17.00. Стоя у церкви, нужно посмотреть в противоположную от крепости сторону. Там видно ещё две церкви - одну - слева, у ограды военной части, вторую - справа, возле лестницы. Находясь на этом месте, можно себе представить, как выглядела историческая Кафа.
История средневековой Кафы началась в 1266 г., когда генуэзцы добились от ставленника Золотой Орды передачи им во владение Кафы (Феодосии) — тогда глухого греко-аланского поселка, и основали здесь свою торговую факторию. Она очень быстро превратилась в значительный город, который сначала окружается рвом с земляным валом, а затем деревянными стенами. В XIV в. в Кафе начинают возводить высокие каменные стены, усиленные башнями. Фортификационная система, законченная в 1383-1386 гг., состояла из двух линий обороны: внешней (в пределах которой размещался город) и внутренней — крепости (цитадели). Внешняя часть в 3 раза превышала внутреннюю. Внешняя линия обороны с 26 круглыми и прямоугольными башнями окружала город с суши и с моря.
Стены и башни были сложены из крупного бутового камня на известковом растворе. Перед сухопутной линией шел выложенный камнем глубокий ров с перекинутыми через него каменными арочными мостами, ведущими к четырем воротам города. Главные из них находились на северо-западном конце около башни Константина. В XIX в. крепость, потерявшая свое значение, постепенно была разобрана. Сохранились три башни, основание угловой башни с бастионом, фрагменты стен и рва. От башни Константина, защищавшей крайний северный пункт города, были возведены стены в двух направлениях — на юг и на восток. Стены, проходившие вдоль берега моря на восток, не сохранились. Они были укреплены рядом башен, имели большие ворота, изображенные на старинных рисунках. Стены, шедшие от башни дугой на юг, опоясывая город, поднимались на гору Митридат. Здесь сохранилась только башня Фомы — крайний южный пункт обороны Кафы. От башни Фомы стены шли в сторону цитадели и на восток от нее, опускаясь к морю и соединяясь с Доковой башней. Южнее цитадели находятся руины башни Джиованни ди Скаффа, восточнее — остатки крепостных стен и рва, угловой башни с бастионом. На сохранившемся участке крепостных стен видны следы нескольких строительных периодов, бойницы отсутствуют, местами сохранились следы боевых площадок.
Башня Константина, 1382-1448 гг. Прямоугольная в плане, двухъярусная. Сохранились три стены — восточная, северная и часть западной. Основание башни со стороны моря укреплено откосом, предохранявшим ее от разрушительных действий морских волн и служившим отбойной стеной при обороне. Нижний ярус был перекрыт сводом, часть которого сохранилась в углах, верхний имел балочное перекрытие, опирающееся на уступ стен. Особенностью башни являются машикули (навесные бойницы (стрельницы) — устраивались обыкновенно в стенах и башнях каменных и деревянных (в России); еще так назывались горизонтальные щели, образуемые парапетом, отодвинутым на кронштейнах наружу от поверхности стены) в средней части башни, куда вела дверь со второго яруса. Консоли, поддерживающие машикули, сохранились на западной и северной стенах. Верхняя часть стен завершена тройным аркатурным поясом из кирпича. Зубцы, венчающие башню — результат реставрации. С северной стороны к башне в XVII в. турки пристроили полукруглые каменные бастионы с казематами. Башня Константина очень красива, удачно поставлена, является символом города.
Башня Фомы, 1373 г. Находится на горе Митридат. Была крайним защитным пунктом городских укреплений на юге. Башня в плане полукруглая, от нее сохранилась только нижняя часть. Построена из крупных блоков камня, переложенных мелкими.
Башня Джиованни ди Скаффа, 1342 г. Находится у подножия горы Митридат. Охраняла город с юго-востока и представляла собой огромное круглое сооружение, сложенное из очень крупных блоков необработанного известняка на известковом растворе. Носит следы нескольких строительных периодов. От башни сохранились фундаменты и два фрагмента стен. Верхняя часть стен украшена аркатурным поясом, выложенным из кирпича. Даже остатки башни поражают своей монументальностью. Некоторые исследователи называют башню круглым замком.
Добавить комментарий